Сегодня консенсус о нормах и практиках обращения с животными отсутствует.
С одной стороны, каждый день можно встретить «собачников» на улице. С другой, периодически появляются новости о том, что животные причинили вред человеку — моральный, физический — любой.
Например, большое общественное внимание привлек случай нападения алабая, а также нападение собаки на ребенка. Такие новости нередко сопровождаются бурными обсуждениями: кого «усыпить» — собаку, ее владельца, или всех собак, кого «отменить» — домашних животных, или всех животных вообще.
Со временем страсти утихают, но проблема, обусловленная повседневным взаимодействием людей и собак, остается. А именно: полное отсутствие системного регулирования сферы «человек — (домашнее) животное» приводит к появлению точечных регламентов. Они — в свою очередь — регулируют только некоторые острые моменты, и не обеспечивают прозрачную инфраструктуру взаимодействия с людей с животными.
Судя по новостям, большинство случаев агрессивного и опасного поведения собак происходит во время выгула. Оно и понятно: именно во время прогулки животные и люди «сталкиваются» друг с другом — в том числе в общественных пространствах. Относительно выгула существует несколько законодательных требований.
Во-первых, в законодательстве есть требование о том, что выгул потенциально опасной породы собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается*. Исключение — если владелец выгуливает такую собаку на собственной огороженной территории.
*Пункт 6 статьи 13 ФЗ от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
К «опасным» породам относятся: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ (гибрид волка), гуль донг, питбульмастиф, северокавказская собака и метисы этих пород.
Во-вторых, иные породы собак и их метисы могут находиться в обществе людей без намордников, но всегда на поводке. В законе такое требование напрямую не предусмотрено. Однако это правило следует из толкования все той же статьи 13 Закона «Об ответственном обращении с животными»: при выгуле домашнего животного требуется исключать возможность его свободного, неконтролируемого передвижения вне мест, разрешенных органом местного самоуправления для собственно выгула — так называемые собачьи площадки.
В-третьих, правила выгула уточняются на местном уровне. В частности, издаются конкретизирующие законы. Например, в Москве выгул собаки без поводка в «общественном» месте предусматривает штраф в размере от одной до двух тысяч рублей. К общественным местам относятся магазины, учреждения, детские площадке, рынки, пляжи, транспорт, территории учреждений здравоохранения, детские сады, школы, иные образовательные учреждения и учреждения, работающие с несовершеннолетними.
В итоге мы имеем относительно ясно сформулированное требование: любая домашняя собака должна гулять (за исключением собачьей площадки) на поводке. А «потенциально опасная» собака — должна также быть в наморднике.
При этом законодательство не содержит подобных требований к нахождению в общественном месте собаки, у которой нет владельца, то есть бездомной, безнадзорной собаки, не имеющей владельца.
Существующие регламенты не решают системные проблемы — бездомности животных, жестокого обращения с ними и прочих. Однако пассивное ожидание более продуктивной системы регулирования отношений животных с человеком не кажется адекватным решением.
Уже имеющиеся законодательные требования задают — хоть и минимальный, но — фундамент для обустройства базовых функциональных практик взаимодействия людей и животных. А, если кроме соблюдения этих требований опекуны также будут адаптировать и социализировать своих четвероногих компаньонов, получится неплохой фундамент для настройки благополучной среды для всех.